«Юзабилити»: основа успеха любого продукта
Наши партнеры и замечательные друзья компания Intelsib подготовили материал, благодаря которому вы сможете легко разобраться в понятии юзабилити и применить его для своего сайта.
Когда мы слышим слово «юзабилити», то первое, с чем связываем этот термин — сайт. Однако, удобство использования является неотделимой частью любого аспекта нашей жизни. Давайте на примере знакомой всем бытовой ситуации рассмотрим, что такое юзабилити, где оно проявляется в нашей жизни и почему является важной частью работы перед созданием, внедрением или установкой какого либо устройства.
Итак, задача: есть новенький пятнадцатиэтажный жилой дом, в нем два лифта — пассажирский и грузовой. В дом начинают заезжать люди: молодые, пожилые, с детьми, с велосипедами. И все они пользуются лифтом по-разному. Необходимо создать «юзабельный» лифт. То есть сделать его удобным для каждого.
Юзабилити любого продукта определяется несколькими факторами:
- функциональность и удобство использования продукта его пользователями (насколько каждой группе жителей дома будет удобно пользоваться лифтами)
- простота и удобство использования в определенной ситуации (перевезти велосипед, зайти в лифт и нажать нужный этаж маленькому ребенку), а также скорость обучения использованию (как быстро новосел сможет разобраться в работе лифта)
- эффективность и количество ошибок, которые совершают пользователи из-за непонимания (как часто жители будут достигать своей цели, как часто будут ошибаться).
Перед тем как решить, какой лифт устанавливать в доме, нужно определить его пользователей. Большую часть из них составляют жители дома:
Молодые — едут на учебу или работу, уезжают утром, возвращаются вечером, либо ночью. Хотят, чтобы лифт приехал как можно скорее, не любят ждать.
Пожилые — чаще едут утром или днем. Обычно никуда не торопятся, лифт могут подождать. Но могут разозлиться в процессе ожидания, так как бывают нетерпеливы. Ездят не в час пик, обычно лифт приезжает к ним быстро. Нужно, чтобы они успели зайти, а ходят они медленно.
Взрослые с детьми — лифт не должен закрываться быстро и резко. Должен быть безопасным.
Дети — маленькие дети редко ходят без родителей, но могут гулять во дворе. Для них нужны кнопки ниже, чтобы они могли дотянуться до пятнадцатого этажа самостоятельно.
Люди с велосипедами, колясками, ремонтники и проч. — нужно, чтобы приезжал исключительно грузовой лифт. Грузчикам и ремонтникам в грузовом лифте нужен режим ожидания для погрузки.
Слабовидящие люди — их мало, пользуются лифтом не часто, но без него никак.
Рассмотрим более подробно, какие детали нужно продумать для удобства пользования пассажирским лифтом на примере его внутренней кабины.
Чтобы пассажир, который едет с десятого этажа на первый, понимал, пора ли ему выходить, когда лифт останавливается, чтобы забрать еще одного человека на пятом этаже, необходимо установить индикатор движения лифта.
Нужно также подумать о расположении кнопочной панели с номерами этажей. Идеальное расположение — в один ряд, тогда пользователь точно не запутается. Однако маленькие дети и люди небольшого роста могут не дотянуться до верхних этажей, поэтому кнопки в пятнадцати-этажном доме необходимо расположить в три ряда для удобства всех пользователей. Кроме того, будет соблюдаться симметрия. Важно, чтобы цифры располагались поочередно, не вразброс. А кнопка с номером этажа после нажатия должна подсвечиваться, чтобы жителям было очевидно, что они вызвали нужный этаж.
Для тех, кто не является жителем дома, для простоты поиска этажа удобным будет наличие информации о квартирах, располагающихся на каждом из этажей.
Также нужно помнить о слепых и слабовидящих людях. Для них нужно предусмотреть специальный шрифт на кнопках. Кроме того, следует добавить звуковой сигнал, информирующий о прибытии на этаж и номере этажа. Так пассажирам, имеющим проблемы со зрением, будет проще ориентироваться, когда выходить.
Для людей с ограниченными возможностями, передвигающихся в колясках, нужно предусмотреть, чтобы кнопки были расположены достаточно низко. Важно продумать широкий дверной проем и высокую точность остановки лифта на уровне проема, чтобы без проблем можно было выехать либо заехать в лифт.
Для безопасности панель необходимо дополнить индикатором перегруза кабины и указать максимальное количество пассажиров, которое лифт может перевезти за один раз. В случае, когда общая масса людей превышает норму, в кабине должно появляться уведомление о перегрузе с характерным звуком.
Чтобы сделать продукт удобным, будь то лифт или сайт, нужно учесть много факторов, прописать возможные сценарии действий каждой группы пользователей. Это непростая работа, требующая анализа и внимательности к деталям.
К сожалению, не часто удается встретить продуманный до мелочей продукт. Вспомните, например, Ваш лифт. Насколько он далек от идеала? Каждый ли может воспользоваться им без затруднений? Представьте, сколько нужно вложить денег и средств для того чтобы сделать лифт, удобный в использовании для всех жителей и гостей дома.
Удобство сайта не менее важно, чем пассажирского лифта.. Нужно, чтобы клиент мог легко найти ответ на любой вопрос, адресованный сайту, а значит Вашей компании. Юзабилити сайта — это удобство навигации, поиска информации и контактных данных, совершения покупок и не только. И даже после завершения всех работ по созданию сайта, нужно беспрерывно анализировать, насколько он удобен для посетителей и вносить соответствующие изменения. Вы можете решить задачу своими силами с помощью сервисов, отслеживающих поведение посетителей, или прибегнуть к профессиональной помощи. В любом случае нужно помнить, что работа над юзабилити сайта — мощный инструмент для повышения конверсии и залог успеха Вашей компании.
No Comment